Photo by Annie Spratt on Unsplash

Я ненавижу сервисы Яндекса

Так уж получилось, что мне довольно часто приходится иметь дело с сервисами Яндекса. Да что уж там греха таить, многие из нас пользуются их картами, заказывают еду или катаются на такси. Яндекс как бы и не принуждает нас к этому. Он аки Танос, сама неотвратимость. Рано или поздно всё равно кто-то обращается к нему. Но речь сегодня не об этом.

Я, откровенно говоря, всей своей душой ненавижу сервисы и приложения Яндекса. Ровно настолько, что в один томный вечер мне и захотелось написать эту заметку.

Эта компания старательно оставляет о себе плохое впечатление, и совершенно этого не стесняется. Почему я так считаю? Попробую объяснить в нескольких тезисах.

Экосистема? Нет, не слышал

Далеко ходить не надо, все знают Google. Эта компания занимается практически всем - от поддержки собственного поисковика до проектирования технологий будущего. Естественно, занимается этим не единственная команда. В жизнь компании вовлечены тысячи человек, специалисты различных областей, люди с собственным видением. Но даже с этим учётом у Google каким-то образом удаётся связывать если не все, то многие из сервисов и разработок вместе.

Яндекс, вероятно, также стремится к похожему формату работы. Они предлагают множество сервисов, упрощающих жизнь обычному пользователю, разрабатывают собственную умную технику (или по крайней мере принимают участие), стараются проникнуть как в сферу развлечений, так и в сферу бизнеса. Вроде всё у них на бумаге хорошо, различные направления удачно объединяются в экосистему. Но давайте будем честны, есть ли она у Яндекс на самом деле?

Посмотрите на Яндекс.Диск и Яндекс.Почту, которые с недавнего момента были объединены в подписку Яндекс 360. По отдельности эти элементы работают хорошо, выполняют поставленные задачи и любимы многими пользователями рунета. А теперь давайте сравним их с тем же Google Workspace. Вот тут начинают проявляться первые проблемы.

Календарь и новый сервис яндекса "Документы" будто пришиты нитками к основному костяку сервисов, где-то вообще нет единства гайдлайнов дизайна. Почему для интеграции офиса требуется отдельный сервис вообще неизвестно. У Google наличие "Документов", "Таблиц" и "Слайдов" имеет смысл хотя бы из-за наличия шаблонов, прямо как в стартовом экране MS Office. У Яндекса же просто  дублирование уже существующего функционала. И что самое ужасное, мобильное приложение Диска не поспевает за всеми новинками и попросту открывает в себе адаптированные версии Web страниц. Получается эдакое чудище Франкенштейна.

При этом существует Яндекс Go - перегруженное суперприложение для такси, доставки, еды и маркета. Почему нельзя было сделать нечто подобное там, где оно действительно нужно? Хороший вопрос. А всё потому, что в Яндекс просто хочет быть похожим на Google. Они не строят экосистему, они делают разрозненные сервисы, но всеми способами стараются выдать это как что-то единое. Иногда даже не совсем уместно.

Если я хочу организовать работу, я ищу решения, вроде Microsoft 365 или Google Workspace, где есть почта, документы, календарь, задачник и удобный чат для всех сотрудников компании. Если же я хочу вызвать такси, дайте мне вызвать такси. Я не хочу ждать добрых 10-15 секунд, пока приложение загрузит все ненужные модули с едой, лавкой и каршерингом.

Отсутствие технической поддержки как таковой

Допустим, у Яндекса нет экосистемы, но есть множество сервисов. Наверняка у них также много сотрудников, готовых помочь конечному пользователю? Нет.

Мне посчастливилось обращаться в их службу поддержки как обычный пользователь, и как продавец в Яндекс.Маркете. Так вот, она работает одинаково плохо с двух сторон. Проявляется это в следующем:

  1. Затянутые сроки ответа. Условно, если по соглашению установлен срок в размере 35 рабочих дней, они могут легко растянуться и до 90. Бывало и такое, что ответ я получал спустя 6 месяцев, когда вопрос уже решился сам собой. Будто они находили старый незакрытый тикет и старались как можно быстрее закрыть его, чтобы не портил статистику.
  2. Не вникают в вопрос клиента. Отвечают Ctrl+C, Ctrl+V. Здесь всё стандартно для поддержки в русскоязычных сервисах. Хуже только в Ozon. Иногда приходится открывать по нескольку обращений, пока на одно из них не попадётся действительно заинтересованный сотрудник.
  3. "Нам очень жаль, что таксист пытался убить вас, вот вам промокод на следующую поездку в размере 200 рублей". Здесь даже ничего объяснять не надо. Достаточно сделать правильный запрос в поисковике, и вы увидите десятки таких случаев, когда сотрудники Яндекса не решали вопрос, а откупались самым простейшим и дешёвым способом. Вне зависимости от того, какая ситуация, собственно, возникла.

Я считаю, что для компаний такого масштаба подобного рода отношение недопустимо. Но оно и понятно, откуда это берётся. Трудно работать в поддержке Яндекса за копейки и иметь хоть какую-то заинтересованность в происходящем.

Сложные алгоритмы, которые понимают только избранные 

Дальше - лучше. Все мы знаем, что в Яндексе любят умные системы. А ещё больше они любят использовать их в своих сервисах. Таким образом работает повышенный спрос в доставке и такси, а также выставляются продавцы в Яндекс.Маркете и определяется цена для конечного клиента. В теории всё звучит отлично, пока не посмотришь на практическое применение.

Цены на один и тот же товар могут отличаться даже у живущих в одном месте людей, как при наличии подписки Плюс, так и при отсутствии. В свою очередь повышенный спрос в доставке и такси - это практически перманентное состояние. За последний год я ни разу не видел такси по "человеческой" цене.

Как это работает, не понимает скорее всего даже руководство. Но цель ясна - собрать с людей как можно больше кэша. Особенно с тех, у кого подписка Плюс имеется. Её уж я затрагивать не буду, тут и так все всё знают.

Итог

А итог, на самом деле, здесь отсутствует. Всё вышесказанное - это скорее ИМХО, сформированное на основании долгих лет наблюдений. Именно так, как мне кажется, обстоят дела в самом Яндексе. 

И до тех пор, пока они не перестанут губить собственное желание стать Google за тоннами зелёных бумажек, я продолжу ненавидеть эту компанию и её сервисы. Потому что имеют на это право, в конце концов. Собственно, как и многие другие люди имеют право хвалить Яндекс, так как у них за долгие годы пользования не было каких-то проблем.

Сам же я скорее буду советовать экосистему Mail.Ru. По крайней мере здесь видно хоть какое-то развитие в правильную сторону. 

Статья была обновлена 05/01/2023

Владислав

Автор блога и сайта homehosted.ru, великий прокрастинатор, любитель различных технологий

Комментарии